«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни.1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей. Мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Когда же начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Важно, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Для вас, заботливые родители, я создала эту статью, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, во многом зависит вся последующая школьная жизнь ребёнка.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?
1) Организуйте распорядок дня:
стабильный режим дня;
полноценный сон;
прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности
Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка
Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы: дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, рассвет, закат.
Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
Составляйте рассказы по картинкам.
Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова, имеющие определённый звук.
Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
Научите определять положение предметов на плоскости. Ребёнок должен знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой ребёнка! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Готовность ребёнка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители должны заблаговременно позаботиться о развитии речи, мышления, памяти и мелкой моторики ребёнка.
Общие знания. Осведомлённость в разных областях.
Ребёнок, поступающий в первый класс должен иметь некоторые представления о себе и окружающем мире. Он должен знать:
свое имя, отчество и фамилию;
дату своего рождения, количество лет;
домашний адрес;
имя, отчество и фамилию своих родителей, место работы;
имя, отчество и фамилию близких родственников (братьев, сестёр);
название страны и города, в котором живёт;
название времён года, их последовательность, основные приметы;
цвета и их оттенки;
диких и домашних животных и их детёнышей;
зимующих и перелётных птиц;
овощи, фрукты, ягоды;
хвойные и лиственные деревья, цветы, травы и грибы нашего края;
наземный, воздушный и водный транспорт;
одежду, обувь, головные уборы;
мебель, посуду, электроприборы.
Иными словами ребёнок должен ориентироваться во времени, пространстве и своём ближайшем окружении.
Внимание, память, мышление
Все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определённого уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему первокласснику необходимо уметь:
определённое время работать, сосредоточившись на задании;
внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут;
запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
Моторика
Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь:
правильно держать ручку, карандаш;
пользоваться ножницами (вырезать по контуру различные фигуры);
рисовать, лепить;
владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
Речь:
Ребёнок, проступающий в первый класс должен уметь:
чётко произносить все звуки;
грамотно строить предложения из 3-4 слов;
составлять рассказы по картинке (серии картинок);
находить слова с определённым звуком;
определять количество о последовательность звуков в словах;
различать гласные и согласные звуки;
вычленять слова из предложения,
делить слова на слоги;
рассказывать истории из своей жизни;
последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
отвечать на вопросы по прослушанному произведению.
Математические представления:
Будущий первоклассник должен знать и уметь:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9, знаки +,- , =;
названия месяцев, последовательность дней недели;
уметь называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
соотносить цифру и число предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
пользоваться арифметическими знаками действий;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. Пусть дома у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.
Подготовка ребенка к школе – сложный и трудный процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится размышлять, сравнивать и логически мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!